Само-существование: глава1. Иван да Марья и царица Тамара

Для того чтобы разобраться с тем, что есть свобода, попытаемся понять что есть ее антитеза — несвобода.

Тот факт, что вы СУЩЕСТВУЕТЕ есть величайшее чудо на земле. Такое же чудо заключается в том, что все сущее вокруг вас СУЩЕСТВУЕТ. В принципе, уже только одного этого факта должно быть достаточно, чтобы человек был счастлив, уверен в себе и стремился реализовать ВСЕ свои желания максимально быстро и с высочайшей эффективностью.

Когда человек ПРОЯВЛЯЕТСЯ в СУЩЕСТВУЮЩЕМ мире, то он существует только как поток Внимания, которым он оценивает окружающее пространство и составляет о нем свое представление. В этот момент человек начинает получать от своего окружения, других существующих, определенную систему ценностей: язык, правила поведения, дозволенные стремления. По мере взросления, стремление познавать мир ПО-СВОЕМУ начинает угасать, так как попытки проявить себя часто встречают сопротивление со стороны окружения: не так одет, не так думаешь, не к тому стремишься. В результате к моменту полового созревания, в большинстве случаев человек перестает сопротивляться и теряет свою индивидуальность и начинает играть в те правила, которые были созданы в данном месте и в данное время прибывшими до него.

Как результат всего происходящего, человек испытывает неудовлетворенность своей жизнью, апатию, начинает загонять себя в искусственные рамки общепринятых игр: национальной идентичности, религии, культуры или политических представлений. Представим картину, вполне реалистичную, когда молодой человек хочет уехать в большой город из поселка для того, чтобы иметь возможность заниматься тем, о чем он мечтал, а ему говорят, что его предки тут жили со времен прапрадедушки, «денег тебе помогать нет» или «нам тут нужен помощник». Отказ от своей цели и принятие чужих идей вводит человека с состояние несуществования и самообесценивания. Он создает постулаты: «Здесь мой дом (родина, земля предков)», «Я из бедной семьи», «Я должен помогать родителям». Более того, так как он он совершил предательство по отношению к себе, отказавшись от своей свободы, он начинает ненавидеть тех, кто позволяет себе эту свободу иметь: богатых, жителей больших городов, тех кто «редко приезжает к маме». Однако, вся глубина ненависти человека направлена на самого себя, как на того, кто отказался от своих целей и обесценил себя как СУЩЕСТВУЮЩЕГО.

Если вы подойдете ранней зимой к яблоне или подобному плодовому дереву, то можете увидеть, что некоторые мелкие яблоки примерзли к ветвям, а не опали или не были собраны. Дерево дает плод, чтобы он, упав на землю, дал соки для прорастания семени в новое дерево, а не для того, чтобы его ели люди или склевали птицы. Так и человек, отказавшийся от своих целей, подобен этому примерзшему почерневшему яблоку.

Как же должен был поступить человек, если для него важна его цель? Отринуть общественную мораль? Забыть традиции предков?

Что такое «общественная мораль»? Набор правил, удобный для выживания «общего», абсолютно стабильный и абсолютно блокирующий все движения поперек общих правил. Например, во времена набегов, поднятых недавно из праха истории, печенегов и половцев, было жизненно необходимо, чтобы все мужчины были в своих поселениях, поскольку они помогут увести скот, женщин и детей в укромные места, спрятанные в сердцевинах дремучих лесов, а сами бы они, мужчины, защищали свое племя с оружием в руках. Какие-то семьсот лет после этого, набор правил включал полное подчинение крепостного мужика, вместе со всем своим семейством, попивающему рейнское вино помещику, который мог выпороть своего холопа, попортить его девку в сексуальном смысле, а то и продать их с молотка, разделив порознь, или сослать на каторгу в Сибирь. Сто лет назад общепринятым, под угрозой расказачивания, раскулачивания и расстрела, было построение прекрасного нового мира светлого завтра и было стыдно заботиться о таких буржуазных вещах, как деньги.

Кстати, как же должен был все таки поступить наш человек? Давайте дадим ему для удобства имя. Пусть будет Иван. Все таки нет никакого более русского имени, чем это еврейское.

Ивану, с учетом его географического положения и генетического впитывания традиционной морали, нужно было соблюсти некие правила. Первое из них гласит так: «Любая задача имеет множество решений». Бедная ли семья у Ивана? Да, конечно, уровень их жизни выше, чем в Судане, но не позволят вовремя оплачивать набранные кредиты. Прекрасны ли родные просторы, по которым он в детстве рассекал на велосипеде «Кама» вместе с соседкой Марьей? Конечно. Но помимо берез, так по родному колышущихся за окном, есть ели, туи, эвкалипты, магнолии и секвойи с рододендронами. Кроме Камы-реки и «Камы» велосипеда есть Волга, Рейн, Аракс и более удобные маунтин-байки. Нужно ли помогать родителям, которые кормили, растили, стирали пеленки и терпели ночные крики Вани от коликов? Вне всякого сомнения! Но нужно ли приносить себя в жертву, уровню которой облизнуться Молох и Ваал со всеми другими фольклорными персонажами вместе? Да и кто за это похвалит? Ванин сын, которого он тоже упросит не уезжать с родины предков и позаботиться о стариках, когда сам станет старым дедом?

Эту историю, которую каждый из читателей многократно видел и слышал, я рассказал своей ученице, представительнице одного южного христианского народа, славного своими традициями, семейственностью и не желанием иметь какие-то перемены. Ей предложили хорошую высокооплачиваемую работу в ай-ти, о которой она мечтала и к которой стремилась с детства, снять ей прекрасное жилье и оплатить перелет в Большой Мир. Несмотря на то, что она убедила всех своих многочисленных родственников в том, что она сделала свой выбор, судьба дала ей испытание на прочность. На самом деле это была не судьба, как вы понимаете, а та же самая история что и с Иваном, только в рамках ее особых родных пейзажей и местных печенегов (точнее турок и персов), баев и особой истории ее предгорного поселка. У нее заболели родители, притом так сильно, что за ними нужно было ухаживать. Я не буду говорить про то, что они сами вызвали свою болезнь, не желая отпускать ее на край света, потому что не могли принять, что их внуки могут быть от иностранца, и они не смогут контролировать выбор дочери (точнее, сделать за нее выбор). Я скажу как она решила эту задачу. Испытывая в течении нескольких месяцев постоянное перенапряжение, находясь в удивительном и одновременно чудовищнейшем состоянии, будучи прикованной к постели родителей и потеряв контракт с работой, Тамара (пусть ее будут звать так) приняла решение. Она стала работать почти круглосуточно, наняла хороших сиделок, собрала тот минимум денег, с которым большинство и в областной город не поедет, не то что заграницу, добралась до компании, в принятии на работу в которую ей уже отказали, и, появившись там на пороге ,так поразила всех, что ее взяли через полчаса. Но это не самое удивительное в этой истории. Через три дня, после того как она уехала из родного винодельческого поселка, ее отец и мать совершенно выздоровели. Прошел паралич половины тела у матери, а отец перестал испытывать сильнейшую гипертензию.

Суть в том, что человек, делая выбор, точнее ВЫБОР, между БЫТЬ СОБОЙ и быть частью чего-то, проявляет свою истинную сущность — СУЩЕСТВОВАНИЕ, жизненный вектор которого ломает все ограничения и преграды. Ее взяли на высокую должность в ай-ти компанию не потому что она заявилась вспотевшая и невыспавшаяся на пороге офиса в штате самых больших деревьев в мире, а потому что у нее не было и тени сомнения с себе и своей цели. Она хотела только одного — БЫТЬ СОБОЙ, а не быть кем-то.

Собственного говоря, ничего не мешало поступить точно так же Ивану с берега Камы-реки. Конечно, цель у него была другая, связанная с творчеством, а не с программированием, но это ЕГО цель и ЕГО желание. Ничего не мешает вырваться из родного природного заповедника и никто, кроме самого себя. Человек существует для того, чтобы развивать, улучшать и делать более интересной как Вселенную, так и самого себя, как ее самоосознающую часть. Он имеет абсолютное право ЖЕЛАТЬ быть в родном поселке, ЖЕЛАТЬ быть с соседской Марьей, с которой гуляли вместе в юности, но он должен желать этого сам. Критерий оценки желания на СВОЕ или чужое очень прост: «Выбор должен принести удовольствие», в конечном счете.

Стремление есть движение. Вы направлены на достижение цели, какой бы она не была фантастической, сложно, нелепой или неправильной точки зрения большинства, генетически помнящих персов или печенегов, баев и баринов. На пути к цели встают древние демоны страхов, начинают подмигивать с улыбкой и покусывать губы Марьи, болеть родители, аннулироваться договора и отменяться поезда, только бы вы были НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ. Знаете, это мелочи! Бывают такие цели и намерения, что гибнут империи, рушатся религии и происходят стихийные бедствия только бы помешать человеку быть САМИМ СОБОЙ. А пугающие печенеги с родимой Алазани-рекой подобны бабайке с черной рукой под детской кроватью или конфетам за хорошее поведение. Кстати, а что такое хорошее поведение?

Само-существование, глава 2. Марта и ее хорошее поведение с кошками

Само-существование: глава 3. Про вездесущее самообесценивание

Само-существование: глава 4. Как Олександр стал Клаусом