Эволюция пламени

А.Ю. Марин

Эволюция пламени

«Если в нашем доме вдруг запахло серой, мы просто обязаны предположить, что где-то рядом объявился черт с рогами и предпринять все меры, вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах.»

А., Б. Стругацкие «Жук в муравейнике»

Обратиться к теме герменевтики меня заставили две вещи:

  1. До сих пор никем не опровергнутое утверждение французского мэтра структурального психоанализа Жака Лакана о том, что психоанализ наукой не является и неизвестно, когда он ею станет.
  2. Личный опыт проведения психоаналитической терапии на протяжении того срока, который, вероятно, можно считать достаточным для формирования собственного мнения психотерапевта, к какой бы школе он ни принадлежал.

Моё первое примерное знакомство с герменевтикой оккультизма состоялось в то время, когда, будучи заинтригован необычайно дружной критикой юнгианского анализа, раздававшейся из уст сторонников самых разных психоаналитических школ, я попробовал, помимо текстов самого Юнга, попробовать вживую какой-нибудь подходящий материал, в достаточной мере отвечающий и положениям юнгианской теории, и могущий быть использован для терапевтической практики. Подходящим материалом оказалась астрология, а достаточной рационализацией – признание самого Карла Густава о том, что «В случаях с затруднительными психологическими диагнозами я всегда прибегаю к помощи гороскопа и откровенно должен признаться, что очень часто астрологические данные мне приносят большое облегчение в работе. Без них мне многое невозможно было бы понять… Из множества моих собственных опытов у меня создалось мнение и даже твёрдое убеждение, что астрологией особенно должны заинтересоваться психологи, поскольку психологические опыты можно хорошо отражать на проекциях».

Собственные мои наблюдения этот вывод Юнга подтвердили (хотя и не на 100%), и с тех пор я чрезвычайно внимательно отношусь к тем направлениям оккультизма, которые хоть немного, но пересекаются с тем, что может быть артикулировано как «наука о человеке». К их числу, бесспорно, относится и рунология, являющаяся объектом исследования не только мистиков и эзотериков, но и серьёзных антропологов, лингвистов и психологов.

Предлагаемый мною материал является результатов некоторых не очень связных (надеюсь, что пока) инсайтов, и я надеюсь, что методика, которую я стараюсь в этой статье нащупать, окажется полезной для тех, кто, так же как и я, не спешит выплескивать с водой и ребёнка, полагая необходимым моделирование самых разных феноменов как психической жизни, так и внешних событий субъекта.

Рунология как психологическая дисциплина вполне может полагаться разделом семиотики. Специализирущиеся в этой области лингвисты прослеживают распространение рунического письма от Курил и Японских островов на востоке и до Исландии на самом западе.¹ Научное (как и квазинаучное) психологическое объяснение этого феномена оперирует исключительно юнгианскими категориями, как-то – архетип, коллективное бессознательное и т.п. Я не стану отказываться от такого рода модели (хотя бы уже потому, что ничего более осмысленного пока не предложено), но предложу некоторые аналогии, позволяющие обнаружить развитие тех или иных рунических элементов.

Рунология как оккультная дисциплина тесно увязана с толкованием рунических символов, поскольку именно смысл руны определяет эффективность её использования как предсказательной практике и даже как манипулятивного воздействия на события и другого субъекта. Споры по поводу этих значений (и даже цепочек значений) продолжаются авторитетными в этой области специалистами и по сей день – и вряд ли ближайшее будущее позволит придти к какой-нибудь определённости. Но так или иначе нам нужно воспользоваться хоть каким-то общим согласием по поводу этих смыслов – хотя бы просто для того, чтобы проследить их эволюцию. При этом, скорее всего, стоит воспользоваться т.н. «старшим футарком» — наиболее древним руническим алфавитом, считающимся как бы прародителем всех прочих европейских рунических алфавитов.

В качестве примера я предлагаю развитие варианта начертания одной из рун старшего футарка, называемой Кеназ.

Кеназ

Германское название: Кеназ (Kenaz)

Англосаксонское название: Кен (Cen)

Древнескандинавское название: Каун (Kaun)

Фонетическое соответствие: К (K или твёрдый C)

Традиционное значение: пламя, факел, свет

Кеназ – шестая руна первого Атта.

Большинство рунологов, описывая значение этой руны, полагает его чем-то полезным, вроде «света знания». По их мнению, Кеназ, являясь факелом, помогает рассеивать тьму незнания (и просто тьму), освещая человеку путь, по которому он должен идти. Однако есть и другие мнения. Так, известный оккультист Сергей Белоконь занимает прямо противоположную позицию, указывая, что изначальный смысл этой руны подразумевает пламя скорее как недуг психического или физического свойства – от огня лихорадки до пламени любви. Это последнее нас может чрезвычайно заинтересовать, поскольку всякий уважающий себя аналитик когда-то разбирал систему оппозиций², предложенную Фрейдом для описания понятия любви. Применительно к семиотике рун оппозиционным знак может считаться, если проявится в перевёрнутом виде, а именно:

Кеназ зеркало

Фрейд, как известно, предложил четыре вида такой оппозиции:

  1. Любовь – Ненависть;
  2. Любовь – Равнодушие;
  3. Любить самому — Быть любимым другим;
  4. Любовь, сублимированная в творчество.

Каждая из этих пар может быть нами разобрана применительно к попыткам осмыслить любовь как воплощение того самого рунического пламени.

1.Любовь – Ненависть. Это тот случай, когда пламя, охватывающее субъекта, как бы меняет свой цвет. Раньше его сжигала невозможность быть рядом с объектом своей любви. А теперь его сжигает невозможность дышать с ним одним воздухом на одной планете. Это самая незамаскированная из психологических защит, вполне сводимая к формуле «поворот против себя», и поэтому даже всякий обычный психолог с уверенностью распознает тайное пламя любви, пылающее в его пациенте, когда тот рассказывает об объектах своей ненависти. Вектор направления остался прежним, просто окраска поменялась.

2.Любовь – Равнодушие. В этом случае пламя яркого переживания начинает притворяться выгоревшим. Имитация отсутствия чувств, прекрасно описана поэтом: «Кто любил уж, тот любить не может, Кто сгорел – того не подожжёшь» — даже метафора пламени использована. Психологическая защита такого рода вполне может быть отнесена к разряду нарциссических, ибо цель её – сохранение видимой целостности, т.е. того, что было названо Кохутом «ложной самостью». Пламя не меняет ни цвет, ни вектор – оно притворяется несуществующим, ибо это единственный способ для субъекта продолжать быть – пусть даже и в замороженном состоянии. Этот пример, кстати (если идти дальше по пути его развития) может дать нам ясное представление о том, что такое «Иса» (лёд). Это просто-напросто субъект, не имеющий никаких состояний – ни воли, ни желания, ни интереса, ни страха. Поэтому он и изображается одинокой вертикальной чертой, как выгоревшее дерево на пепелище – высохшее, но пока не рухнувшее.

3.Любить самому – быть любимым. Это реальное переворачивание вектора направления (а следом – и объекта). Теперь уже и сам субъект становится объектом пламени. Его любят, он ценим, ему даже могут угрожать – при том, что сам субъект занимает вполне себе пассивную позицию. Очень напоминает позицию психоаналитика во время анализа, когда с помощью абсолютного минимума слов психоаналитик добивается развития пламени переноса в правильном направлении. Именно поэтому искусство психоанализа состоит в умении управлять состоянием переноса. Нам же интересно дальнейшее развитие такого рода ситуации, а именно:

3.1 Что будет, когда прямой символ «Кеназ» встретится с перевёрнутым?   Символически представить это нетрудно — это руна «Гебо» (Дар):

Гебо

Две острых скобки соприкасаются вершинами углов, давая возможность остро ощутить острое, почти непереживаемое мгновения ощущения бытия «здесь и сейчас». Если это влюблённые (и если речь действительно идёт о пламени любви), то именно эта ситуация даёт шанс вокликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». Двое любящих действительно дарят себя друг другу. Точка их соприкосновения – это краткий момент (из математики нам известно, что точка имеет координаты, но не размеры). Но даже при этом, вроде бы хорошем исходном условии благоприятный исход отнюдь не гарантирован: ведь помимо Ромео и Джульетты вся мировая литература насыщена примерами смерти влюблённых – и даже не самого юного возраста. А если речь идёт о пламени другого рода – о военной компании, например? О научной одержимости? О религиозной охваченности? Можно вспомнить, что и в медицине есть методики, когда одна болезнь «гасится» другой – например, экстренные повышение всей температуры тела до критических значений может избавить организм не некоторых зловредных вирусов (скажем, некоторых видов пневмонии). Врачи об этом знают, но использовать не торопятся, поскольку выдержать такой т.н. «встречный пал» способен далеко не всякий организм.

3.2.И поэтому пережить такую точку соприкосновения – не такое уж простое дело. И поэтому «Дар» в рунологии не следует толковать исключительно в благоприятном смысле. Это встреча с ответным пламенем, «встречный пал», и для того, чтобы адекватно встретиться с подарком такого рода, нужны множество личностных условий – например, осознанность и мужество. Иногда даже наилучшим решением будет отказ от такого дара – при условии непомерности ответной цены.

Однако краткая ситуация взаимного дара рано или поздно проходит. Стороны могут либо уйти от соприкосновения, либо развивать процесс взаимопроникновения дальше. Графически это отражается совершенно представимым образом – руной «Ингуз» (руна бога Фрейра: плодородие, плодовитость, продолжение рода, трансформация, инициация).

Ингуз

Совершенно отчётливо графика показывает нам, что такого рода продолжение пламеней друг в друга приводит к появлению чего-то нового, третьего. Если речь идёт о пламени любви, это может быть семья, закрытая от других ячейка социума, и даже ребёнок. Ромб в центре изображения отчётливо это показывает. Он представляет собой и замкнутое внутреннее пространство семейного дома, и лоно матери, вынашивающей ребёнка, и сам ребёнок как третья единица (с парой вепхних и парой нижних конечностей), и пожизненное переплетение тел и судеб. Но не всё так радужно. Пламени безразличны наши социальные критерии хорошего и плохого. Это может оказаться и нерасплетаемое состояние сложного личностного расстройства, когда невротическая патология оказывается условием развития глубокого психоза (например, эпилептоидная структура личности создаёт условия для глубокой паранойи – такое было в моей практике) – и порой такого состояния лучше не касаться. Это может быть взаимное мучительство, когда любовь становится мучительными оковами, и люди десятилетиями (а порой и всю жизнь) живут, мучая и попрекая друг друга. Это может быть ненависть научных кланов, когда целью становится не истинность теории, а уничтожение неприятельского направления – и такое бывает. Это может быть кровавый огонь межэтнических или религиозных конфликтов, когда каждый этнос находит смысл бытия в священной войне с другим – столетиями длятся такие войны, например, на Кавказе. Закрытое «священное» пространство этой руны требует неразрывности составляющих руну двух знаков «Кеназ», и не всегда человек оказывается способен на рассоединение таких ситуаций.

4.Любовь, сублимированная в творчество. По Фрейду, это высшая форма психологических защит, которую даже нельзя, собственно, и считать защитами. Оккультисты любят рассуждать о переходе на высшую ступень бытия – так вот, это тот самый случай (несмотря на все те приятные безобразия, которыми злоупотребляет богема). Это облагороженное пламя, предугадать форму проявления которого невозможно. «Кеназ» охватывает другую форму субъектности, не видимую обычным повседневным взглядом. В этом пламени сгорают, торжествуя – но при этом и добиваясь чего-то, что не может быть описано обычным языком или посчитано.

Это только примерное описание судьбы означающего «Пламя». Далее возможны другие цепочки рассуждений, направленные вбок и не менее интересные.

¹ В. Д. Косарев «Долгая дорога в рунах. Опыт продолжающегося исследования». Режим доступа: http://kosarev.press.md/Long-way-I.htm

² Сам термин «оппозиция» в данном контексте заимствован мною из семиотики, где его функцией является описание бинарных противоположностей.

Фейсбук автора статьи можно посетить по ссылке

Опубликовано с одобрения автора.